Важно понять, как вообще происходит процесс обучения и в частности формирования двигательных навыков.
Переворот в среднем происходит в возрасте 4-6 месяцев. И, понятное дело, до этого дети не лежат, ничего не делая, а потом в один прекрасный день просто переворачиваются.
Все это время мы накапливаем двигательный опыт, совершая более простые движения. Весь этот процесс развивает нервную систему малыша, созревание которой отражается в формировании более крупных двигательных навыков.
Не будем тянуть и обозначим эти ключевые звенья, из которых состоит переворот. Их так же можно назвать условиями переворота.
В первые месяцы жизни ребенок большую часть времени проводит в положении лежа на спине. Здесь малыш изучает себя, свои возможности, а в дальнейшем переносит свое внимание на окружающую среду, переходя на взаимодействие с ней.
- контакт рука-рука и контакт нога-нога позволяют малышу понять свою середину, ось вокруг которой он будет в дальнейшем поворачиваться. Точка отсчета.
- еще одним важным навыком в положении лежа на спине является возможность поднять и продолжительное время удерживать ноги под углом 90 градусов. Это дает нам возможность активировать мышцы передней поверхности корпуса. Это первая победа над гравитацией. Ребенок, который готов к перевороту, большую часть времени лежит на спине с поднятыми и согнутыми ножками.
Контакт рука-рука, удержание ног в согнутом положении.
- также важен навык свободно поворачивать голову в сторону за предметом, ведь именно с этого чаще всего и начинается переворот. Увидев что-то интересное сбоку, ребенок поворачивается, чтобы легче было взаимодействовать с интересующим его предметом или человеком.
- навык пересечения центральной оси корпуса рукой также очень важен. Благодаря ему, ребенок осуществляет поворот со спины на бок, что является первым звеном переворота.
Уверенная опора на руки
Живот – это конечная цель переворота. Ребенку важно понять, что на животе интересно, а конкретно интересно положение глаз, которое лежа на животе, как у взрослого человека, параллельно горизонту. Также важно понимать, что ребенок не будет переворачиваться на живот, если ему там некомфортно и тяжело.
Так что показателем того, что ребенок готов к перевороту будет удержание головы лежа на животе с опорой на предплечья на протяжении трех и более минут за один подход. В этом положении активно работают мышцы спины.
Не менее важным в положении на животе является возможность свободно поворачивать голову в сторону и следить за перемещающимися предметами. Это так же является показателем того, что ребенку на животе комфортно.
Поворот головы за игрушкой
Бок является связующим звеном между спиной и животом. Но из-за того, что на боку площадь опоры меньше, чем на спине или на животе, это положение труднее всего реализовать. Здесь стабилизация происходит за счет согласованного управления сразу тремя поверхностями тела: спины, живота и верхнего бока.
Расположение глаз в этом положении - перпендикулярно горизонту, поэтому, как только ребенок обретет небольшую уверенность в том, что он никуда не завалится, он начнет поднимать голову, чтобы выровнять ее с уровнем горизонта. Именно возможность поднимать голову и поворачивать ее в сторону опоры и будет показателем того, что малыш готов к перевороту.
Поворот головы в сторону опоры
Ребенок должен свободно удерживать руки перед собой и манипулировать ими. Верхняя рука не должна запрокидываться назад.
Переворот осуществляется за счет переноса напряжения с живота на бок, а затем на спину. И только тогда, когда у малыша имеется весь перечисленный выше опыт.
Соответственно, если переворота нет, то первое, что мы можем сделать, это определить соблюдены ли все эти условия.
Помимо этих условий, считаю важным упомянуть еще 2 важных фактора, которые часто мешают осуществлению переворота.
Это отсутствие мотивации
Например, когда все игрушки висят прямо перед ребенком, и потребности в перевороте у малыша нет. Ведь все, что делает ребенок, он делает для того, чтобы чего-то достичь, изучить это и как-то с этим повзаимодействовать. А если для этого ничего делать не надо, то ребенок это делать и не будет. Игрушки лучше располагать рядом с ребенком.
Игрушки над ребенком
И второе, это постоянное нахождение на руках у взрослых.
Находясь на плоской поверхности, ребенок тренируется взаимодействовать с ней. Важно дать ему этот опыт.
Если ребенку некомфортно лежать на полу и он все время просится на ручки, конечно, возьмите его, но как только он немного отдохнет, верните его обратно. Поиграйте с ним, отвлеките, заинтересуйте игрушкой и постепенно увеличивайте время, проведенное на полу.
Не надо его спасать от пола.
Ребенок постоянно на руках
В дополнение к статье, рекомендую посмотреть моё видео про переворот ЗДЕСЬ
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями бронирования счёта
Форма оплаты откроется автоматически.